АВТОРИЗАЦИЯ
Эл.почта
Пароль
 
  Зарегистрируйтесь!

СТАТИСТИКА
Количество отзывов: 2956
Количество фотографий: 7595
Туристы: 35982
Турфирмы: 1966

 

 

 

 

 

 

Пять дней по заповеднику Аксы-Джабаглы

Алишер

Дата поездкиконец июня 2003
Страна   Казахстан
ОтельZhenja & Lyuda’s boarding house
Турфирма-
Оценка курортухорошо
Оценка турфирмебез оценки

Казахстан… страна между Европой и Азией. Все смешалось здесь - мудрость Востока и дух Запада, климат Юга и Севера... Стоит туда ездить и ездить, и с каждым разом узнавать что-то новое для себя…

Третье путешествие в Казахстан я совершил 30 июня-5 июля, получив приглашение от Международного проекта ТАСИС по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня. Мне предложили быть вторым тренером по тренингу экологического туризма, который должен был пройти в поселке Джабаглы, там, где расположен знаменитый заповедник Аксу-Джабаглы. Естественно, только сумасшедший мог отказаться от такого предложения. И я собрался в путь-дорогу. Как было заранее договорено с казахстанской стороной, меня на узбекско-казахстанской границе ждала «Нива» из заповедника, гид Геннадий Нехаенко и Ляйля Ермекбаева, координатор данного проекта.

Итак, 30 июля в 8.40 я подъехал к поселку Черняевка и вскоре проходил таможенный контроль. На узбекской стороне мне не пришлось даже заполнять декларацию, то же самое меня ожидало и на казахстанской (какая разительная перемена с февраля!), но я настоял на том, что бы мои валютные крохи были зафиксированы. Особого энтузиазма это у казахстанских таможенников не вызвало, зато за проставленную на бумаге печать с меня потребовали 20 тенге.
- Гм, но ведь у меня пока нет вашей валюты, только доллары, - удивился я, поскольку не разу не слышал, чтобы за декларацию нужно было платить.
- Тогда гони сто узбекских сумов, - потребовал усатый таможенник.

Я протянул ему фиолетовую купюру, и тот кинул ее куда-то вниз, наверное, в ящик для пожертвований. Так я способствовал возрождению казахстанской экономики. Едва я вошел на территорию сопредельной страны, то моему взору попал тот самый злосчастный бело-синий автобус с окнами, обитыми фанерой, где в феврале меня местные менты досматривали как в микроскоп. Тогда они даже трусы ощупывали в поисках наркотиков, оружия, но, по моему убеждению, их больше всего интересовали мои деньги. Тогда стражи «правопорядка» меня ограбили на 15 долларов, хотя можно сказать, что в добровольно-принудительной форме я дал им милостыню (то бишь на пропитание, ибо милицейской зарплаты им явно не хватает). Естественно, меня передернуло при виде этого ментовской машины и воспоминаний той поры. Все-таки это довольно унизительно!

А рядом кипела жизнь. Торговали всем, чем возможно вообще торговать на приграничной полосе. Здесь же шныряли валютчики, предлагая якобы более выгодный курс обмена узбекских сум на казахстанские тенге, чем в обменных пунктах. Конечно, я их игнорировал, но они меня – нет. Доставали своими предложениями через каждый метр и так хотелось выматериться в их адрес… Тут же подбегали «регулировщики», то есть люди, которые регулировали пассажиропотоки и дорожное направление или, проще говоря, предлагали поехать в разные точки Казахстана на том или ином транспорте.
- Брат, тебе куда? В Тараз? Вот машина есть! – говорили одни.
- Алматы надо? На «Нексии» поедем! – встревали другие.
- В Чимкент, брат, нужно? Вот автобус! – дергали меня за рукав третьи.
- Куда тебе нужно, брат? – наседали третьи.

И, слава богу, тут подошла Ляйля. Мы вместе последовали к служебной «Ниве», где нас поджидали гид Нехаенко и водитель. Через минуту наша машина колесила по дороге в сторону Чимкента. По дороге, естественно, мои казахстанские друзья решили мне сделать экскурсию по Южному Казахстану. Первым делом меня завезли в поселок Турбат, в котором, как сообщил Геннадий, проживали в основном узбеки. Раньше здесь располагалось два городища, одно второго века, а другое – шестого века. Кстати, именно сюда много веков назад прибыли первые исламские миссионеры. Здесь же расположено множество исламских памятников истории, культуры и религии. В одно из них меня и хотели привезти.

Но вышла заминка. Сначала машину тормознули пограничники. Я удивился, что в десятке километрах от границы стоят посты. Впрочем, может быть так нужно в целях безопасности - не мне судить. Молодой пограничник, кляцнув затвором, как бы пугая нас (или предупреждая?), потребовал документы. Водитель предъявил свое удостоверение, я - паспорт. Узбекский документ заинтересовал пограничника:
- Куда едите?
- В Турбат, - за меня ответил Нехаенко.
- Зачем?
- Это турист, мы ему святые места показываем.
Но тут последовал строгий ответ?
- Туда ездить иностранцам запрещено – пограничная зона.
- Запрещено ехать дальше Турбата, а мы на могилу святого, - недовольно ответил гид. – И вообще, три недели назад вас здесь не было, и я спокойно водит иностранных туристов туда.

Пограничник пошел к товарищу, который сидел под навесом, они о чем-то поговорили, потом второй переписал мои паспортные данные в журнал. После этого автоматчик с подозрением осмотрел на мощную японскую антенну, установленную на бампере «Нивы».
- Почему у вас радиостанция? У вас есть на нее разрешение?
- Конечно, есть, - удивился водитель. – Это машина заповедника Аксу-Джабаглы.
Ответ удовлетворил пограничника, и мне вернули паспорт. Мы последовали дальше. Но увидеть могилу святого мне, как, впрочем, и всем остальным из нашей экспедиции не дала богобоязненная женщина, одетая во все белое (перчатки, штаны, плате, платок, закрывающий все лицо – все было белого цвета). Увидев нас, она запричитала на казахском, да так сильно, что в ушах заложило. Я понял, что она проклинает нас за то, что мы пришли сюда.
- Что случилось? – пытался выяснить Нехаенко у этой женщины, которая, как оказалось, была служительницей кладбища.

Та отказывалась говорить на русском, и пришлось Ляйле выяснять проблему на казахском. Оказалось, что сюда безбожникам (то бишь всем туристам) вход запрещен. Лишь паломники, которые хотят поклониться святому, имеют права сюда приходить. А нам – вон отсюда. Особенно мне, одетому в шорты, Неханко как кяфиру (то есть не мусульманину) и Ляйле, которая ходила в джинсах. Не стали спорить, ибо религия – слишком тонкая и опасная штука для спора. Мы вернулись обратно в машину и поехали обратно. Конечно, Геннадий громко возмущался, но мы его успокоили, сказав, что есть другие, не менее интересные места. С этим наш гид согласился.

Выезжая из поселка, нашему взору предстали плантации красных роз. Оказывается, здесь выращивают эти растения для изготовления масла и реже – для продажи в качестве подарочных цветов. Воспользовавшись таким случаем, мы сфотографировались среди моря этих прекраснейших цветов, со стороны казалось, что люди в них просто купаются.

Рядом же располагался курган – насыпной вал. Геннадий рассказал, что обычно это могильник воинов. Раньше там стояла каменная баба – символ земли и плодородия. Она чаще всего изображалась беременной и реже – с дитем в руках. Однако с появлением ислама эти каменные изваяния подверглись «хирургическому вмешательству» – женщинам отрубили головы, ибо по исламским законам нельзя изображать человека. Говорят, что в таких местах в 60-е годы археологами был найден золотой костюм воина, который сейчас считается символом Казахстана.

Кстати, о символах. По дороге в Чимкент стоит огромный памятник роду Канлы (кстати, когда-то существовало государство Канлы в Приаралье). Ляйля, как она призналась, относится к этому знатному роду, и захотела сфотографироваться рядом с памятником. Такого удовольствия не хотел пропускать и я, тоже пару раз попав в фотообъектив.

Затем наша экспедиция направилась в город Чимкент. Одновременно Нехаенко рассказывал много историй и легенд, и я был в замешательстве – верить ему или нет. Ибо, будучи по второй специальности историком, я имел несколько иные знания о тех или иных событиях давних эпох. Например, мне Геннадий уверено сообщил, что битва царицы Тамирис с персидским царем Киром была именно здесь. Если вы знаете, она победила в том бою, и отрубленную голову захватчика бросила в хурджин, наполненный кровью: «Ты хотел напиться крови, так пей!» Мне же казалось, что это произошло за много километров отсюда. Он же поведал, что по его указке местные ребята откопали где-то золотой меч. Правда, некоторые жители Аксу-Джабаглы мне тихо сказали, что верить этому экскурсоводу нужно на 10%.

Но как бы там не было, он заливался соловьем и преподносил весьма интересные и занимательные истории. Так я услышал четыре истории о знаменитой горе Казгурт, которая предстала перед нами по дороге во всей красе.

История первая. Когда-то местные жители страдали от горячего суховея, который раз в три года уничтожал все посевы и люди голодали. Одна девушка, которая была огромного роста, так любила свое племя, что захотела спасти людей. Она встала грудью к ветру и попросила бога силы. Ее зов был услышан, по велению свыше девушка превратилась в каменную гору и закрыла дорогу губительному суховею. «Если посмотрите на Казгурт с определенной стороны, то увидите как бы лежащую на спине женщину, - говорил нам Нехаенко. – Можно даже различить ее бюст… (что интересно, именно эту интимную часть тела я и не приметил)».

История вторая. У одного пастуха была прекрасная дочь, и один местный хан решил взять ее в жены. Он послал своих слуг к старику с соответствующим предложением. Тот ответил, мол, если дочь сама захочет, то пускай выходит замуж. Только девушка отказала хану. Повелитель, естественно, разозлился и поклялся выкрасть ее силой. Смелая девушка узнала об этом и бросилась бежать. Хан с воинами кинулся вслед. Девушка с мольбой обратилась к всевышнему, тот превратил ее в гору, а ее барашек – в каменные камни. Хан же там заболел и умер.

История третья. В этих местах жила красавица – волшебница, которую на Востоке принято называть пэри. Один молодой человек влюбился в нее, а она – в него, и они стали часто встречаться. В это время парня должны были посвятить в ранг воина, и его на несколько дней забрали старейшины как бы на сборы. Однако парень не мог жить без пэри и один раз он ночью сбежал на свидание. Обратно не успел вовремя вернуться, за что был казнен. Смерть он выбрал сам, сбросившись в воду. Пэри его достала из реки и похоронила на горе Казгурт. Говорят, что с тех пор оттуда слышен ее плач. Однажды в страну нагрянули захватчики. Армия шла через эти места, и ее начальник решил сократить путь, пройдя через эту гору. Там он встретил пэри, которая склонилась над могилой и плакала. Воины хотели надругаться над ней, но чародейка всех их превратила в камни, а предводителя отпустила, дав наказ, мол, еще раз сунешь сюда свой зад – пеняй на себя!…

А четвертую историю, признаюсь, я забыл…

Вскоре мы прибыли в Чимкент. Что это за город, наверное, нет смысла, ибо это такой же провинциальный город, как и любой другой в другой части света. В нем есть своя изюминка, которую я вкусить не успел, но из-за которой наверняка город любят сами чимкентцы. Зато пиво «Шымкеннт» пользуется особым спросом у ташкентцев, в том числе и у меня.

Зато мы там пообедали в местном греческом ресторане. У меня сложилось впечатление, что побывал в этой стране, ибо все так и дышало историей и мифами. Правда, готовили блюда там несколько долго… Впрочем, это не столь важно.

Следующее направление нашего послеобеденного похода – природа Тюлькубасского района. Кстати, здесь проходит Трансазиатская железная дорога и автомобильная магистраль Алматы-Термез, в историческом прошлом – Великий Шелковый путь. Район окружают горные хребты Каратау и Таласского Алатау, откуда берут начало реки Арысь и Аксу.

А теперь обратимся к официальным источникам: так, заповедник Аксу-Джабаглы, расположенный в этом районе, – старейший среднеазиатский резерват, который на площади в 850 кв. км уже в течение почти 80 лет сохраняет неповторимую природу Западного Тянь-Шаня: тучные горные луга и степи, великолепные арчевые леса, неповторимые полноводные ручьи и реки, суровые скалы и снежинки. Здесь произрастает 1400 видов цветковых растений, среди которых редкие и прекрасные, например, тюльпан Грейга и тюльпан Кауфмана, пскемский и каратавские луки, корольковая Северцова, морина канадская, юноны архидная и голубая и другие. По оценкам биологов, это многообразие растений составляет 25% всего флористического богатства Казахстана, причем 16 видов растений занесены в Красную книгу бывшего СССР и 36 – в Красную книгу Казахстана. Кроме того, в заповеднике обитает 238 видов птиц, среди которых 9 краснокнижных (стервятник, беркут, бородач, черный аист, синяя птица, райская мухоловка и др.). В фауне 42 вида млекопитающих и 6 занесенных в Красную книгу (архар, бурый медведь, снежный барс, среднеазиатская рысь).

Нужно сказать, что территория Тюлькубасского района располагает возможностями для развития таких форм туризма как треккинг, рафтинг, охота, рыболовство, познавательный и образовательный туризм, орнитология, фольклор-туризм, верховая езда на лошадях, плавание и многое другое, что востребовано отечественными и зарубежными посетителями. Напомним, что здесь расположен Балыктинское озеро площадью в 4,0 тыс. кв. м, источником которого являются два мощных подземных родника, в этом водоеме водится редкий вид рыбы – маринка. Кроме того, карстовая пещера Акбиик находится в предгорьях Каратау, ее объем – 1,9 тыс. куб. м, протяженность – 240 м, причем одна галерея ведет к подземному озеру, а другая является сталактитовой и сталагмитовой. Ущелье Кельте-Машат – каньон протяженностью в 10 км и здесь туристов привлекает уникальная природная достопримечательность – «Плачущая пещера». Сами горы Каратау – это один из самых интересных флористических районов мира: на 280 кв. км гор приходится 150 видов эндемических видов, среди которых тополь беркаринский, рафидофитон Регеля, кузиния крупнолистная, псевдоэремостахис Северцова, а также красные маки. «Все этот потенциал имеет спрос у любителей природного и экологического туризма», - так считает гид-эксперт Геннадий Нехаенко.

Мы и сами в этом убедились. Например, я понял, почему реку называют Аксу (Белая вода). Дело в том, что она проходит по известняковым отложениям и поэтому кажется мутно-белой (как водо-дисперсионная краска). Особенно поразительно на нее смотреть сверху, среди ущелья: вода бурлит, кипит, шумит, водовороты так и вертятся, заглатывая все, что плывет на поверхности. Это производит впечатление. Здесь хорошо заниматься рафтингом, хотя я, честно говоря, вряд ли бы полез сюда. Да, нужно сказать, что само ущелье сразу трудно обнаружить.

Ну, представьте себе равнину. И вдруг в ней как резаная рана – ущелье, внутри которой протекает Аксу. Мы сфотографировались, а затем Нехаенко поволок нас в ущелье. О боже, мы лазили как горные обезьяны. Страшно смотреть, как под ногами с ревом мчится вода. Со слов нашего гида, здесь когда-то располагалась горная мечеть, но сейчас ее нет – разрушили то ли большевики, то ли время…

Лишь через час мы выползли на поверхность из этого ущелья. Нехаенко сообщил нам, что мы, оказывается, сдали какие-то нормы ГТО, а наше скалолазание приравнивается к выполнению нормативов каких-то степеней сложности. Даже стало приятно.

Потом мы ездили к реке, где Аксу теряет свой цвет и превращается в обычную прозрачную воду. Говорят, что в этом году вода была в избытке и поэтому пришлось взрывать мост, чтобы излишек мог спокойно уходить в русла. Да, здесь я увидел голубую птичку. Не знаю, как она называется (точнее, мне ее назвали, но память моя дырявая…), однако видеть ее, парящей над водой было восхитительно.

Посетили мы и могилы родителей, родственников знаменитого восточного мыслителя Ахмада Яссави. Это в городе Сайрам. Оказывается, прежде чем посетить могилу этого мыслителя необходимо навестить могилы его родителей. Мы отдали должное этому великому человеку.

О погоде. Когда я подъезжал к узбекско-кахзахстанской границе слегка капал дождь. Потом он прекратился и через некоторое время вновь начинал. Вечером, когда мы подъехали к поселку Джабаглы, то погода была вроде бы теплой. Зато два последующих дня резко похолодало, и дождь лил как из ведра. Впрочем, это неудивительно в условиях предгорья.

Джабаглы – это, переводя с казахского, означает жеребенок. Население здесь весьма приветливое и доброе, к туристам относится с почтением. Можно ходить и днем, и вечером, никто и пальцем не тронет. Наоборот, все готовы вам в чем-то помочь. Конечно, нужно всегда учитывать, что это мусульманское общество и здесь приняты определенные нормы поведения. Нет, конечно, никто не запрещает вам ходить в шортах и курить, но в купальнике пройтись по поселку вряд ли вам посоветуют.

Кроме казахов здесь много русскоязычного населения, которое хорошо знает местный язык, традиции и культуру. Нужно отметить, что экологическое образование в поселке весьма высокое. И стар, и млад хорошо знает, что можно, а что нет делать на особо охраняемых природных территориях. Местные школьники, например, часто устраивают акции в защиту тюльпанов – исчезающего вида в этих местах. Проводятся конкурсы – я сам видел их рисунки в доме, где проводился семинар.

Кстати, нас поселили в частной гостинице «Zhenja & Lyuda’s boarding house», которым руководит мой хороший знакомый Евгений Белоусов (мы с ним познакомились в декабре 2001 года в Бишкеке на семинаре по экотуризму). У него несколько домиков, предназначенных для приема туристов, весьма хороший сервис. Кстати, уже десять лет он принимает иностранных туристов, которые интересуются орнитологией (сам Евгений – биолог-орнитолог), ботаникой, насекомыми и просто ландшафтным туризмом. Говорят, его годовой оборот превосходит оборот всего заповедника. Вот, что значит уметь поставить бизнес. Поэтому многие жители захотели создать Community Based Tourism – туризм, основанный на местном сообществе.

Нужно отдать должное Евгению – свой бизнес он поставил хорошо. Мы не чувствовали никаких проблем. Наверное, из-за этого к нему приезжали туристы из Европы. Кстати, по нашему заказу приносили кумыс – кобылье молоко, и оно было очень вкусным.

На третий день, когда погода устоялась, я, Ляйля и еще двое парней -слушателей курса по экотуризму устремились в горы. Сначала мы прошли поля, перепрыгивая через маленькие речки, затем углубились чащи, где росли дикие яблоки. Мы знали, что здесь водятся дикие медведи, и это немного пугало, хотя ребята были уверены, что его мы вряд ли встретим. «Медведи редко спускаются на равнину, - сказал один из них. – Сейчас они на горных вершинах, где они охотятся на козлов».

Зато желтопузика – безногую ящерицу мы увидели. Увидели также много бабочек, стрекоз, кузнечиков и каких-то жуков, название которых я просто не знаю. Ляйля только и успевала их фотографировать. Один раз нам пришлось переходить вброд небольшую речку. Вода была до того холодной, что, казалось, здесь установлены холодильники. Зайдя с одной стороны берега и выйдя с другой, я замерз до костей, а уши покрылись инеем. Мы дошли до пещеры, которая, как одни считают, была выдолблена тектоническими или природными явлениями, а другие – горными промышленными механизмами (не знаю, что здесь искали ученые). Обратно мы пришли с высунутыми языками.

4 июля Геннадий Нехаенко устроил всем участникам небольшой поход по горным тропам. Сначала нам показали частный дом отдыха (в прошлом – пионерский лагерь), который, как мне сказали по секрету, большое внимание уделяет развитию постель-туризма (наверное, что это расшифровывать не надо). Хотя домики отремонтированы с европейским вкусом, в них весьма уютно и удобно проживать. Есть сауна, бассейн из обычных камней, казахская юрта – это для любителей национального быта (в них живут в основном иностранцы). Столовая полностью отделана деревом, внутри красиво. Там же мы выпили по кружке пива.

А потом пошли в поход. О боже, как смешно все это вышло. Дело в том, что мы не были готовы к походу. Женщины были в праздничных платьях и туфлях на шпильке, я в брюках и итальянских мокасинах – ведь нас привезли после окончания семинара сюда и никто не переоделся. Вот эта вся братия явно не в спортивном облачении поперла в горы. Женщины в праздничных платьях сошли с дистанции уже на полпути. Я терпел и лишь печально смотрел, как испачкались мои брюки, треснули мокасины… Даже красоты местности не успокоили.

Наконец-то Геннадий довел нас до конца пути (а мы обогнули ба-альшую гору), правда, в заповедник мы не вошли – это запрещено. Нам показали горное место, где, как гласит легенда, жил старик-врачеватель. Однажды к нему пришла молодая женщина, осталась с ним жить и вскоре родила ему детей. А через десять лет она исчезла, а старику пришлось вернуться к людям, ибо один он не мог корить и воспитывать отпрысков. Эту легенду каждый воспринял по своему (по мере испорченности!).

Так быстро пролетело пять дней. Обратно я уезжал с чувством того, что чего-то теряю. Уж больно хорошо было в Аксу-Джабаглы. Но все впечатление опять испортила репрессивно-карательная система Казахстана. Евгений Белоусов доставил меня из поселка Джабаглы в город Чимкент, откуда я пересел в микроавтобус «Газель», который направлялся в поселок Черняевка. Я уселся на свободное место, закинул сумку под ноги и через окно попрощался с Евгением… А через минуту в салон заглянул милиционер, который искал именно меня и никого другого, хотя в машине уже сидело семь человек.
- Выйдите из машины, - потребовал он.
Несколько озадаченный, я вышел.
- Ваши документы!
Я протянул паспорт. Увидев документ, свидетельствующий о моем узбекском гражданстве, его прям судорога от радости охватила:
- Откуда едете?
- Гм, из поселка Аксу-Джабаглы! – ответил я.
- Где регистрация? – этот вопрос, впрочем, следовало ожидать и я ему не удивился. Ведь это первый способ придраться к человеку, как в Узбекистане, так и Казахстане (слава богу, что в Кыргызстане это правило отменили, видимо, там больше уважают туристов).

Я протянул ему листок с отметкой, что был по приезду зарегистрирован в РОВД. Менту это явно не понравилось. Он так и этак крутил бумажку, пытаясь к чему-то придраться, а потом бросил эту затею и решил сосредоточить внимание на моей сумке.
- Что у вас там? – поинтересовался служитель «правопорядка», мысленно, наверное, прикидывая, чего я там везу. А вдруг контрабанда? Наркотики там, валюта, оружие, ваххабитские листовки…
- Мои личные вещи, - разочаровал я его. Но того это не смутило, он решил самолично в этом удостовериться.
Сидевшие в салоне микроавтобуса аж вытянули шеи, чтобы посмотреть, как будет проходить обыск.
- Валюта есть? – спросил он. Этого вопроса я и ожидал.
- Есть, конечно, - ответил я.
- Покажите!
Я продемонстрировал ему бумажник. Милиционер улыбнулся в предвкушении стать обладателем иностранных купюр. Видимо, конфискация (изъятие, ограбление – зовите этот ментовской процесс как хотите) наиболее приятное мероприятие в жизни служителей… м-м, правопорядка?..
- Вы не имеете права вывозить эту валюту за пределы страны! – сказал он, убежденный в 100%-й своей правоте.
- Разве? – удивился я. – Во-первых, я еще в стране, а эти вопросы мне могут задавать таможенники именно в таможенной зоне, а не где иначе. А во-вторых, вот моя таможенная декларация – я вывожу именно столько денег, сколько ввез 30 июня. Что еще?

Улыбка погасла на лице мента. Он кряхтел, и так, и сяк смотрел на бумагу, но печать, проставленная на документе, была сильнее его сержантского звания. С сожалением он вернул мне документ и исчез.

Я вернулся на место. Потом мне ребята, которые ехали вместе, сообщили, что на меня ментов навели водители других микроавтобусов. Не знаю, чем я им показался подозрительным. Может, мой черный портфель вызвал у них какие-то опасения: а вдруг мина?..

Через час с хвостиком я был в Черняевке. Там опять встретил бело-синий автобус. Милиционеры, наверное, рыскали по поселку в поисках пропитания. Мне не хотелось их вновь кормить и поэтому заторопился к таможенному посту. Формальности прошел быстро, и через полчаса сидел дома и пил пиво «Шамкент» в свое удовольствие, вспоминая свои приключения в Аксу-Джабаглы.

Алишер ТАКСАНОВ



Фотографии

Восточная женщина с ребенком

Восточная женщина с ребенком

Национальные традиции и любовь к музыке

Национальные традиции и любовь к музыке

Красивая природа гор Аксу-Джабаглы

Красивая природа гор Аксу-Джабаглы

Восток и Запад

Восток и Запад


Комментарии

Пока комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к отзывам.
Если вы уже зарегистрированы - выполните вход на сайт

О САЙТЕ ОТЗЫВЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ
© ОТДОХНУЛИ 2003-2018
Добавить отзыв    Служба поддержки