АВТОРИЗАЦИЯ
Эл.почта
Пароль
 
  Зарегистрируйтесь!

СТАТИСТИКА
Количество отзывов: 2956
Количество фотографий: 7595
Туристы: 35982
Турфирмы: 1966

 

 

 

 

 

 

Автопутешествие по Скандинавии (часть 1)

Марина

Дата поездкиначало июня 2006
Страна   Норвегия
Отелькемпинги
Турфирманет
Оценка курортухорошо
Оценка турфирмебез оценки

НА ПЫЖИКЕ ПО СКАНДИНАВИИ (ИЮНЬ 2006)

Подготовка
Решение посетить Скандинавию было принято еще прошлой весной (2005 года). В тот момент мы планировали провести предстоящий отпуск в каком-либо автобусном туре. Мужу больше по душе была Скандинавия, я же всей душой рвалась в Альпы.
И, конечно, было найдено компромиссное решение – этим летом едем в Швейцарию и Австрию, ну а уж следующим – обязательно в Скандинавию.
Состав предполагаемых участников был предопределен без колебаний - вся семья: муж Володя, я – Марина и 13-ти летний сын – Боря. Последнего, правда, в воспитательных целях держали в страхе, что не возьмем с собой, если не возьмется за ум и не исправит свои двойки.
Когда же подошел срок думать о предстоящем путешествии, мы неожиданно для самих себя решили, что ехать надо непременно на автомобиле и не зависеть ни от каких экскурсионных групп. Нельзя сказать, что поездка в Альпы не удалась – все было организовано турфирмой просто идеально (и гостиницы, и экскурсии, и переезды, комфортабельный автобус, прекрасный гид и т.д.). Но, возвращаясь мыслями в тот тур, мы поняли, что самые яркие впечатления остались у нас именно от тех мест, в которых удалось побродить самостоятельно, когда тебя не ограничивает время возвращения к автобусу. Например, небольшие городки, не представляющие собой никакой экскурсионной ценности (с точки зрения организаторов), в которых всего-то по программе предусматривался ночлег. Зато такие города, как Вена, Цюрих и Женева остались в наших воспоминаниях как некий калейдоскоп – что там были за здания, что за площади и фонтаны – совершенно не отпечаталось в памяти. Да и разве можно такие города осматривать за 3 часа? Это же бред.
В то же время мы имели уже отличный опыт передвижения по Европе на собственном авто с той лишь только разницей, что ночевки в тех путешествиях были организованы у друзей. Мы замечательно поездили по Голландии, Бельгии, Франции, и Германии.
Однако, зная, насколько легко ориентироваться на европейских автострадах, одновременно не опасаясь поломать своего железного коня о нечаянную кочку или выбоину, было решено ехать своей семьей и на своем авто.
Так как решение было принято еще в январе – у нас было предостаточно времени как следует сориентироваться и по продолжительности путешествия, и по маршруту.
В интернете можно найти все. Там все и было найдено.
Начали с изучения отчетов об автопробегах по Скандинавии. Огромную помощь в этом оказали сайты.
http://www.travel.auto.ru/travel/1239/1241/1247/articles/2394.html
http://www.luca.ru/reports/sag01.html
Кроме этих было найдено еще множество других, все материалы досконально изучены. Наши соотечественники, в основном, предпочитают достаточно длинный маршрут – через самую северную точку Европы – мыс Норд Кап. Однако, подсчитав, что при этом необходимо покрыть расстояние в 7 с лишним тысяч миль, мы поняли, что за наши законные две недели отпуска ну никак не покроем такой путь. А если и покроем, то уж удовольствия от этого точно получим мало-мало.
Купили несколько путеводителей по Швеции и Норвегии (серии Polyglot, Le Pti Fute) и огромный «Атлас автодорог Европы, России, стран СНГ и Балтии» с масштабом Европы 1 см=8 км. Изучили достопримечательности этих стран и начали прокладывать путь на бумаге. Но сориентироваться по 15 нужным страницам атласа в целом было совершенно невозможно, поэтому отксерили их и, разложив на полу, склеили в единую большую карту. Просидев на полу над самодельной картой три вечера мы смогли окончательно определить маршрут, рассчитав при этом ежедневный километраж (хороший сайт для расчета расстояний - http://www.autotransinfo.ru/ ).
Получилось вот что:
Москва-Выборг-Хельсинки-паром-Стокгольм-Рёрос-Тронхейм-Молде-Олессун-Ондалснес-Гейрангер фьёрд-Берген-Осло-Стокгольм-паром-Турку-Хельсинки-Выборг-Москва.

Общий пробег должен составить около 5200 км. По совету бывалых из и-нета, в пробеге по Норвегии старались не брать на себя обязательства проехать более 300-400 км в день, по равнине – сколько получится.
Теперь подошла пора определяться с ночевками. Изучив цены, решили, что в основном это будут кемпинги, но в Бергене (http://www.parkhotel.no/Resepsjon/resepsjon.html ) и Стокгольме (www.destination-stockholm.se ) остановимся в отелях - хочется и комфорта получить для разнообразия.
Мужская часть семейства очень хотела ехать на кемпере (автодоме), но подсчитав, что даже если кемпер мы возьмем на прокат не в Москве, и даже не в Питере, а уже в Стокгольме, то стоимость поездки (учитывая резкое удешевление ночевки в кемпингах) увеличится примерно на 1,5 тысячи евро (http://camper-c.ru/renta.html , www.avtotravel.com , http://www.touringcars.fi , http://www.kronocamper.se/husbilen.asp ). То же самое касалось аренды легковой машины с тем, что бы добраться до Хельсинки или Стокгольма другими видами транспорта (ж/д, авиа). Опять-таки возвращаемся к первоначальному варианту – своя машина от начала и до конца.
Кемпинги в Норвегии предоставляют три способа переночевать: в кемпере, в машине, в палатке, в бунгало (cabin). Так как палатка у нас есть, но к ней надо было покупать еще матрасы, спальники, стульчики и столик, да и туристы из нас еще те, то выбран был последний вариант – бунгало.
Масса сайтов в и-нете позволила изучить кемпинги на всех означенных нами пунктах ночевок, их условия и цены (http://www.caravaning.ru/main.php?menu=planeurope&recid=1#topcontent , http://www.camping.fi/template_ypage1.asp?lang=3&s=146&sua=2&a =, http://users.pandora.be/leo.huybrechts/camp1.htm ).
Всюду были отправлены заявки по e-mail и практически каждый откликнулся. Никто, кроме кемпинга в Гейрангере, не потребовал предоплату – что нам и было нужно, и от всех были получены подтверждения броней. Цены колеблются от 40 до 60 евро за ночь – это самые простенькие бунгало. Есть и пороскошнее, но их стоимость уже начинается от 80 и до бесконечности. Конечно, мы сможем остановиться и в других кемпингах, но все же увереннее себя чувствуешь, когда у тебя уже есть бронь.
Кстати, высокий сезон в Норвегии начинается, как правило, с 15 июня, и с этого момента цены повышаются. Поэтому, мы решили начать свое путешествие в первые же выходные июня, т.е. 3-го числа. Прохладно, конечно, на зато и ночи короткие – в темноте порой поворот и на собственную дачу не узнаём. А любоваться фьордами хотелось подольше.
Итак, весь январь-февраль у нас прошли в планировании. Но пришел март, который принес мне давно ожидаемую смену работы. А ведь именно в марте мы хотели подавать документы на визу (выбрано для этих целей было Норвежское консульство). А для визы необходимо предоставить справку с места работы. как быть? Брать с той, с которой увольняюсь – опасно (вдруг норвежцы позвонят – а я уже уволена?), брать с новой – как-то неприлично – только вышла и уже хочу уехать. Поэтому, в марте документы и не собирали.
Была попытка найти в и-нете попутчиков. Но это не сработало. Откликнулись пара семей. Но, либо время отпуска не совпадало, либо маршрут. Ну что ж, одни - так одни. В конце-концов, сами себе хозяева. Зато ни разу потом не пожалели, что поехали без сопровождения.
Только в конце апреля очнулись и вспомнили, что хорошо бы еще забронировать паромы. Изучили сайты www.silja.ru , www.vikingline.fi . Обратились одно из в предложенных агенств в Москве – DSBW. Нам загнули цену аж в 600 евро на троих плюс машина и платить сразу – в течение трех дней. А ведь на самом сайте получалось несколько дешевле. Решили попробовать написать просьбу о брони непосредственно на сайты паромов. Из Викинга быстро пришел ответ – Викинг переслал его в одно из наших агенств – там тоже просили сразу оплатить.
Из Сильи тоже ответ долго не задержался. Вот тут-то нас и ожидал большой сюрприз. Оказывается, если бронировать паром Сильи больше, чем за 26 дней – они дают скидку аж 50% на проезд. Но при этом тоже надо было успеть в течение недели заплатить. Условие – билеты с такими скидками не сдаются и не обмениваются (в Аэрофлоте тоже есть подобные условия). Вообщем, два парома (Хельсинки-Стокгольм и Стокгольм-Турку): каюта (не хай-класса), легковой автомобиль, три завтрака и три ужина (шведский стол) обошлись нам в сумме в 380 евро. Муж самостоятельно оплатил их через банк УралСиб в г.Одинцово, где оказался в тот день по делам службы.
Выждали время и в начале мая, активно потратив предварительно целую неделю на сбор документов, отдали их в посольство. При этом, никаких посредников, турфирм, привлечено не было – все сами.
Перечень поданных нами документов для визы:
1 Справки с места работы (на фирменном бланке с указанием адреса и телефоны компании, подписью ген.дира, указанием должности и зарплаты)
2 Справка из школы (для ребенка – все то же самое, кроме зарплаты, разумеется)
3 2 цветные фотографии на каждого члена семьи
4 Полисы страхования выезжающих за рубеж (куплены в РЕСО-Гарантия)
5 Грин-карта на авто (тоже в РЕСО-Гарантия – стоимость 25 евро)
6 Разрешение от второго родителя на вывоз ребенка
7 Выписка со счета банка (можно даже не справку, а именно выписку – главное печать банка).
8 Анкеты (можно распечатать из и-нета и заполнить в двух экземплярах на каждого члена семьм, в т.ч. и на ребенка, или взять в посольстве самокопирующиеся бланки).
9 Ксерокопия внутренних паспортов (всех страниц, в т.ч. пустых)
10 Ксерокопия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка)
11 Ксерокопия техпаспорта авто
12 Ксерокопия свидетельства о браке
13 Заявление о спонсорстве поездки несовершеннолетнего сына (от матери)
13 Распечатки с подтверждением броней (распечатано из эл.почты), ксерокопия выписки банка об оплате паромов).
14 Схема маршрута (нашли карту в эл.виде, нанесли на нее ориентировочный маршрут, приложили табличку с названием городов, кемпингов, их эл.почты, адресов).
Все можно найти на сайте норвежского посольства http://www.norvegia.ru/embassy .
Народу в посольстве было не много, так что к 11 утра мы уже разбежались по рабочим местам. Назначили получение виз через 10 дней (были майские праздники). В назначенный день, с утра дозвониться до визового отдела не смогли и муж, приняв на себя риск, поехал узнавать. Самое интересное, что ему прекрасно вернули оба паспорта – так что мне и ехать не пришлось. Норвежцы вклеивают на ребенка свою отдельную визу, поэтому в моем паспорте виз оказалось две. Срок действия визы – ровно как срок действия медицинской страховки, ни больше, ни меньше.
Самое смешное, что когда мы получили визу – у меня сложилось впечатление, что самое сложное – позади.
Но настала пора собирать в дорогу вещи, закупать продукты, готовить в дорогу нашего пыжика ( Peugeot 406 1996 года выпуска, пробег 140 тыс км).
Пыжика подготовили: купили новую летнюю резину, сменили все фильтры, масло, устранили все мелкие недочеты, отрегулировали сход-развал), купили наклейку « RUS» на задний бампер. Даже химчистку салона сделали – лучше б этим заняться было после возвращения - ей богу.
Провели с мужем маркетинг консервов в супермаркетах. Выяснилось, что питаться консервами можно довольно разнообразно. Тут тебе и гречка с тушенкой, и рис с тушенкой, и плов, и голубцы, и тефтели, и фаршированный перец, и свиные языки, не говоря уже о супах (в пакетиках и пакетах), всяком «дошираке» и заварных кашках.
Итак, день отъезда медленно, но неминуемо приближается. Работать уже невмоготу – только и мыслей, что о предстоящем путешествии. Закупили все долгоиграющие продукты, собрали в дорогу перекус, загрузили пыжика. Завтра старт в 5 утра.
С супругом заранее договорились, что каждый ведет машину по два часа, потом «меняемся рулями». Скорость держим 100-110 км/ч – экономичный режим. А по Европе – вообще не нарушаем.

День первый – 03.06.2006 г. Москва-Торфяновка

Итак, будильник прозвонил в 3:30. Встали, позавтракали, догрузили последнее барахлишко – и в путь. Стартовали в 5 утра, как и планировали. По плану – доехать до самой Торфяновки, где уже в погранзоне забронирован мотель.
Дорога свободная, машин практически не встречается. Самое удивительное, что в этот день психов на дороге не было – все, кого встречали, ехали очень спокойно и достойно, по правилам. Конечно, но такой дороге, уже в Тверской губернии меня и подловили наши доблестные гаишники за превышение скорости в деревне – «Барьер» зафиксировал 85 км/ч. Вышли из машины, пересели к ним. Гаишник составил протокол на 100 руб. без всяких намеков на собственный интерес, права отбирать или как-то по-другому припугнуть тоже даже и не пытался. На все ушло минут 10-12. Сказал, что в течение месяца по домашнему адресу придет мне извещение. Ну что ж, начало положено.
Так как мои два часа уже истекли, то за руль сел муж. Сын как заснул еще на МКАДе, так и спал почти до самой Торфяновки – просыпался только поесть, да по нужде.
В 11:30 уже были на нашем любимом Валдае. Не заглянуть туда ну никак не могли, поэтому свернули у поста ГАИ и, проехав пару км до железной дороги, остановились на перекус.
Далее – до Питера без длительных остановок. Что-то случилось со мной – то ли не выспалась, то ли еще что, но машину вела плохо – уже не помню, когда в последний раз делала столько ошибок и была столь невнимательной (все-таки уже 12 лет за рулем). Володя даже отобрал у меня руль раньше положенного времени.
Питер решили объехать по кольцу – кто ж знал, что оно прервется где-то на полпути? Свернули в город и, остановившись около первого же поста ГИБДД, попробовали узнать дорогу у гаишника. Он же, как только увидел, что муж выходит из машины, развернулся к нам спиной и дал дёру. Муж – догонять. Зря он это… Меньше, чем через минуту уже гаишник догонял мужа, бегущего к машине, покрывая матюгами и моего суженного и всех предыдущих мучеников-автомобилистов, попытавшихся проехать по питерскому КАДу. Честно говоря, я думала, что только в столице и области гаишники – звери. Хотя, может быть этот как раз из Москвы туда залетел?
Ну что ж, достали карту Питера, поизучали, нашли наконец название улицы, на которой оказались и, без помощи милиции (пора перестать надеяться на эти органы в любых уже вопросах), нашли объезд, опять выскочили на КАД, постояв, конечно, в пробках – суббота все же, дача.
Попутно заправились и обомлели – бензин по 19.50 р. (в Москве 18.50 р.). Только потом поняли, что это только на заправках Neste. Не знаю, может он там и качественней, чем на других, но на рубль дороже?!
К пяти вечера приехали в Выборг. Пообедали в кафешке при заправе, двинулись дальше.
К 6:30 добрались до Торфяновки, нашли наш мотель «Медведь», поселились. Узнав, что там есть бассейн, который освободится к 9 вечера единогласно решили – не спать (а так хотелось – после почти тысячи верст!). Еле дождались – и чай пили, и в бильярд играли. Но как только занырнули, вот тут то и поняли – это то, что нам было просто доктором прописано в конце такого сложного дня!

День второй – 04.06.2006 г. Торфяновка – Хельсинки - Паром

Проснулись в 6:30, позавтракали в мотеле и в путь. К границе подъехали первыми. Только после нас встали еще пара машин. Больше желающих на выезд не было. Зато на въезд…
Заполнили декларацию, прошли паспортный контроль и таможню. Багажник попросили открыть, но внутрь сумок не заглядывали, верили на слово. Думаю, что наличие несовершеннолетнего в машине – для них тоже показатель, что ловить тут нечего.
В 9 утра уже ехали по Финляндии. Поразительно, до чего меняется пейзаж – расстояние-то всего в два километра, а все уже другое. Сначала нравилось, потом домики кончились, ландшафт стал совсем однообразным и быстро надоел. Ребенок опять заснул. Ограничение скорости – от 80 до 100 км/ч.
Дорога практически везде огорожена с двух сторон высокой сеткой – это от лосей, которых в Скандинавии очень много. А как только сетка заканчивается – сразу появляется дорожный знак – «осторожно, лоси» или «осторожно, олени».
До Хельсинки добрались к 10:00. Нашли наш терминал «Олимпия» (ехали по указателям, на которых нарисован маленький кораблик). Припарковались у центрального входа в терминал. Прошли туда, уточнили, что с нашей бронью полный порядок, но билеты получим уже при регистрации не раньше 15 часов.
Попытались узнать где бесплатная парковка – оказалось, такой нет, но можно проехать чуть вниз – там еще один паркинг. Так мы и сделали. Нашли парковочный автомат. Вот тут-то и произошел с нами первый анекдот.
Прочитав, сколько стоит час, решили, что трех часов нам будет достаточно и давай кидать туда монетки. Все монетки он честно проглотил и не подавился, но время нам отсчитал только на два часа. Расстроились, плюнули, пошли гулять. Только на обратном пути, спеша и опаздывая к написанному на талончике времени мы поняли, что натворили. Во-первых, максимальное время парковки (мы не обратили внимания на эту вывеску) – не более двух часов, а во-вторых – сегодня воскресенье и паркинг вообще бесплатно, а талончик у нас действителен до 11 часов понедельника! Больше всего расстроился Володя, недавно вернувшийся из двухгодичной ссылки из Голландии – не мог себе простить, что так лажанулся, ведь все же знал. Вот так и подарили мы Хельсинкскому бюджету лишние 3 евро.
Смотреть в Хельсинки практически нечего. Но город чистый, аккуратный. Забрели на рынок на набережной. Борьку сразу покорили треугольные подушки в виде предупреждающего знака «Осторожно, лоси». Все оставшееся путешествие он проел нам целую плешь с просьбой купить ее.
Вдруг к 14 часам мы увидели наш прибывающий паром Silja Symphony. Зрелище просто грандиозное! Огромный тринадцати палубный корабль на большой скорости вплывает в маленькую бухту и на той же скорости умудряется развернуться в этой бухте, ничего не зацепив по дороге. Как катер, ей Богу.
Так как на столицу Суоми мы уже нагляделись, то к трем часам сели в пыжик и поехали на регистрацию. Сотрудник, выдававший билеты очень удивился, что мы хотим простоять на причале несколько часов, но билеты выдал. Кстати, там у всех сотрудников на нагрудном кармашке наклеены маленькие флаги – это языки, на которых каждый из них говорит. У этого мальчика был даже российский флаг и говорил он по-русски очень достойно. К билетам сразу прилагались магнитные ключи от каюты и талоны на обед и завтрак.
Простояв на причале положенные два часа, понаблюдав погрузку на маленький паромчик, отплывающий в Таллин, мы дождались и своей погрузки. Все было прекрасно организовано. Однако, я даже успела заволноваться – уж больно много фур грузилось в недра нашего парома. Казалось, что легковушкам просто не хватит места. Но среди легковых машин нас пропустили первыми, соответственно, первыми мы и съезжали на берег в Стокгольме.
Вместе с нами в очереди стояли еще парочка авто с российскими номерами (98 регион – Питер).
Как только окажешься на пароме – главное – это запомнить номер палубы, на которой стоит твоя машина. Кроме порядкового номера есть еще индекс (например, 3А, ЗВ). Вот на эту палубу и надо будет потом попасть, выбрав соответствующий лифт.
Побросав вещи в каюту, отправились осматривать корабль. Особое впечатление производит внутренняя палуба «Променад», полная магазинчиков и ресторанчиков. На эту палубу выходят окна многих кают. Эти окна подсвечиваются разными цветами и выглядит это, естественно, очень красиво.
Стоя на верхней прогулочной палубе возникает ощущение, что находишься на балконе, как минимум, тринадцатого этажа.
Ужин (по их понятиям – обед) осуществляется в два захода: с 18 до 20 и с 21 до 23 часов. Оказывается, чтобы попасть в первую смену, надо было оставить соответствующую заявку еще то ли при бронировании, то ли при регистрации. Короче, нам не повезло – назначили вторую смену. Поэтому до 21 часа скитались по кораблю в поисках новых впечатлений. Зато, когда подошло наше время – это был полный восторг – такой выбор блюд мы встречали только в Турции в пятизвездочных отелях.
Каюта была категории «Турист-1», т.е. без окон. Вместо окна – большое зеркало, обрамленное занавесочками – так что особого дискомфорта не чувствуешь. Кондиционирование регулируется по собственному усмотрению, санузел (душ, раковина, унитаз) свой.

День третий – 05.06.2006 г. Стокгольм – Рёрус

Подъем достаточно ранний – за два часа до прибытия – надо успеть позавтракать (здесь уже одна смена), собраться и за полчаса до прибытия спуститься в машину. Магнитные ключи при этом можно оставить в каюте на столике и захлопнуть дверь. Прибытие парома запланировано на 9:30 по шведскому времени.
Как уже было сказано – выехали с парома первыми. Это был последний день, когда мы видели автомобили с российскими номерами (те самые, которые ехали с нами на пароме).
Выбрались из Стокгольма нигде не задерживаясь т.к. впереди была длинная дорога через Швецию в Норвегию до г. Рёрус.
Шведы дают на трассе ограничения от 90 до 110 км/час. Все едут очень вежливо, но строго превышая скорость ровно на 10 км/час. В каждой деревне (городке) обязательно стоит «одноногий полицейский» (такой скворечник на одной ноге, а вместо дупла у него глазок), который меряет вашу скорость, фотографирует нарушителей, после чего нарушители получают извещения на оплату огромных штрафов. Кроме «одноногих полицейских» часто встречаются электронные определители скорости – каждой машине высвечивают большими цифрами скорость, с которой она движется. Тут то мне и стало понятно, почему шведы превышают скорость на 10 км – видимо все спидометры ее как раз на эту цифру занижают. Т.е. если на моем спидометре будет 80 км/ч, то электронный определитель покажет 70.
Еще одна особенность шведских дорог – однополосное движение и большие обочины. Если чувствуешь, что за тобой скопился народ, надо сдвинуться на обочину (на полкорпуса или весь корпус), чтобы пропустить торопящихся вперед.
К трем часам дня пришло время подкрепиться. Остановившись в каком-то малюсеньком городке, нашли пиццерию. Зашли. Берут только наличные, всё меню на шведском языке, по-английски хозяин практически не бум-бум, все дорого. Хорошо, над ним картинки были. По ним и заказали Володе картошку-фри с нагетсами, а нам с Борей – по пицце. Надо было видеть наши глаза, когда эти самые глаза увидели размеры принесенных порций! Сказать, что огромные – это ничего не сказать. Нормальному человеку это не под силу. Одна пицца на двоих – это уже была бы обжираловка. Конечно, наелись так, что до вечера о еде даже и не вспоминали. Это удовольствие обошлось нам в 250 SEK.
Пришла пора подзаправиться бензинчиком. За литр брали 12,36 SEK, залили 51 литр на 633,57 SEK.
Прямо перед границей с Норвегией мы приметили даже горнолыжный курорт. Деревья сначала стали карликами, потом вообще пропали. Тут то мы и поняли – мы уже в горах.
По дороге встретили одного лося, стадо пасущихся оленей и лису с пушистым хвостом. Борьку так поразило это разнообразие фауны, что он просто влюбился в лосей и стал требовать себе сувениры, изображавшие этих гордых животных.
Доехав до Рёруса, нашли свой первый кемпинг Røste Hyttetun & Camping (www.rostecamping.no ). Он был самым дешевым из всех последующих – всего 270 NOK. Одна комната с двумя двухэтажными кроватями, стол со стульями, холодильник, однокомфорочная электроплитка, тазик, ведро, веник с совком (надо убирать за собой при выезде), зеркало – да вот, в общем, и все. Еще в этом, да и во всех кемпингах были электрические батареи, что оказалось очень кстати, т.к. в ту ночь температура была около нуля.
Недалеко санитарный домик с туалетами, душами и кухней. Везде все очень простенько, но настолько чисто, что кажется, что все совсем новое. В душе горячая вода платная – 10 крон за 6 минут. Кстати, 10 крон – фиксированная такса, а вот количество минут в разных кемпингах варьируется от 4-х до 8-ми. В умывальниках и раковинах на кухне горячая вода, естественно, бесплатная, да и с туалетной бумагой проблем нет нигде.
К ночи стало совсем холодно – хорошо, что батарея была и одеяла теплые. Утром на траве вообще иней лежал.

День четвертый – 06.06.2006 г. Рёрус – Тронхейм - Молде

Позавтракав утром кашками «Быстров», снарядили нашего коня и в 9 утра направились в сторону третьего по величине города Норвегии – Тронхейма.
Подъезжая к Тронхейму мы так и не поняли – проскочили мы пункт оплаты за дороги или он просто не работал. Потом пришли к выводу, что не работал, т.к. даже никакой вывески, что скоро пункт оплаты мы заранее не приметили. Но все равно ощущение было не из приятных – я так до сих пор сомневаюсь.
В 12:30 нашли паркинг, оплатили его норвежскими монетками (30 NOK за 2 часа) и отправились гулять.
Первая достопримечательность, конечно же, знаменитый собор. Этот собор до сих пор является местом коронации норвежских королей. Зрелище впечатляющее – но больше снаружи. Внутри он какой-то совсем смурной. А вот фасад весь украшен резными каменными скульптурами в огромном количестве, что производит сильное впечатление. Жаль только, что совершенно не понимаешь, что означают эти скульптуры.
Добрались до набережной. Это и есть старый Тронхейм – с деревянными домиками, раскрашенными в веселые цвета. Очень удивились, что прямо на набережной, а точнее, уже на мосту после набережной находится железнодорожный вокзал.
Тут подошло время обеда. Поскитавшись по разными барам мы поняли, что вряд ли что-нибудь сможем себе заказать – то супер дорого, то все на норвежском и без картинок. Рядом зудел ребенок, приметивший Макдональдс. Поэтому, сделав красивый жест и сказав ему, что не корысти ради, но токмо внимая его мольбам мы первый и последний раз в нашем турне воспользуемся этим заведением как закусочной, а не только как туалетом. Условие – что бы мы больше ни разу не слышали от него о слюноотделении при виде других подобных заведений.
Ну и цены однако – взяв стандартный набор из трех двойных чизбургеров, двух картошек, одного кофе и двух кок мы выложили аж 273 NOK (почти 35 евро). В Голландии за этот же набор больше 15 евро ни разу не оставляли. Более того, почему то мою карту их машинка не приняла – пришлось опять платить наликом.
В 14:30 уже выдвинулись в сторону Молде. Там у нас был забронирован кемпинг.
На выезде из Тронхейма платного пункта не было, но зато чуть позже мы попали просто в анекдотичную ситуацию.
Метро за 200 до въезда в туннель, нам встретилась небольшая развязка, под которой был пункт оплаты. Дорога из однополосной в момент стала двухполосной. Причем, левая полоса была как бы продолжением однополосной дороги, а правая ответвилась в сторону. Над левой полосой надпись « AUTOPASS» (тута и едет не останавливаясь основной поток машин – у них все заранее оплачено оптом), а над правой « MANUAL». Вовремя сориетировавшись, что нам надо на « MANUAL», мы честно остановились около автомата. Надпись гласила, что стоимость проезда – 15 крон. Заглянув в кошелек, я обнаружила, что у нас всего лишь 13 крон (бумажные деньги не принимаются, только монеты). Автомат принимал карты. Но тут опять случилась накладка – несколько раз прокатив карту, мы каждый раз получали радостную издевательскую надпись на мониторе автомата « INVALID CARD». Что же делать? За нами уже собралась очередь из трех машин.
Тогда Володя (он был за рулем), подал чуть вперед метров на 20 и остановился на обочике. Подождав, пока все желающие проедут, мы вышли с ним из машины и пошли опять пробовать оплатить картой. Но на этот раз автомат нас просто не замечал, то есть вообще никак не реагировал на нашу карту, как будто нас здесь и не было. Опять подъехала машина – ребята увидев двух придурков без машины (типа – пешеходы), которые пытаются оплатить проход по трассе через туннель, удивленно спрашивают, мол, какие проблемы? Мы говорим, все o’k, да только денег не хватает на оплату, а карту автомат не принимает. Они спрашивают - сколько надо? Говорю, всего две кроны. Нет, говорят, таких денег. Толи им это очень много показалось, то ли еще чего нехорошего подумали, но извинившись, ребята поехали дальше.
Тут Володя сообразил, что автомат-то работает только, если приметит машину (может через камеру, может вес машины имеет значение), а двух челове просто не видит. Хорошо, что прямо перед тоннелем автосервис был. Побежали в их сторону. Смотрим – кафе. Тыркнулись в одну дверь, другую – облом - закрыто кафе. Пошли к работягам на сервис. Говорим, HELP!, не можем за тоннель заплатить, разменяйте бумажку! Спасибо кассиру, разменял. Пожелав им удачного дня побежали к машине. Сели. Володя, дождавшись, пока сзади не будет желающих на оплату, как втопил заднюю скорость, проехал этот пункт назад метров на 100 еще – что бы нас камера приметила и деньги приняла.
Тут уж мы, конечно, заплатили и чек получили.
Проехав каскад тоннелей из 4-х штук, опять попали на оплату. Может быть платить и не надо было, но мы с перепугу (думали ведь, что еще и в Тронхейме не заплатили) опустили еще раз 15 крон и с чистой совестью поехали дальше.
Первый паром встретился на нашем пути Halsa – Kanestraum. Очень интересно было - идет-идет дорога, потом раз и упирается во фьорд, а там тебя ждет паром с поднятым, как забрало, носом. Площадка для ожидания вся размечена на полосы с порядковой нумерацией. Сначала машины заполняют рад с номером 1, когда он заканчивается, что начинают заполнять ряд номер два и т.д. По рядам ходят парни со специальными ящичками на пузе, принимают оплату. Народ платит наличными, но мы решили поэкспериментировать. Показываем ему карту, он кивает и говорит, что вы, мол, проезжайте на паром, а когда он отплывет, спуститесь в кафетерий. Так мы и сделали. Когда спустились в кафе, там он нам и прокатил карту через машинку. Паром стоил нам 102 NOK.
Люди, в основном, из машин даже не выходят. Какой смысл-то? Если только в туалет сбегать. Плыть минут 15-20. Как только паром причаливает, сразу начинают выпускать машины.
Далее был платный мост. Это вообще был у нас самый урожайный на оплату дорог и анекдотичные ситуации день. За мост (новый, большой и красивый) заплатили 98 крон. Потом нам встречались не менее, а даже и более красивые мосты и длинные тоннели, но денег за них не брали. Наверно, сначала они окупают их строительство таким образом, а потом снимают оплату. А может и не так…
В Молде приехали уже к 19 часам. Поселились в наш кемпинг Kviltorp Camping (www.kviltorpcamping.no ). Ночевка в однокомнатном домике без удобств обошлась нам в 375 крон.
Кемпинг располагается вдоль дороги на въезде в Молде и прямо на берегу фьорда. Очень уютный и аккуратненький. Решив, что надо посмотреть город, мы опять плюхнулись в машину и поехали в центр.
Во всех путеводителях про Молде написано, что это город роз и джаза. Ни того, ни другого мы не видели (начало июня – для роз, видимо, рановато). Но городок очень симпатичный. Бурная горная речка течет сквозь него и впадает во фьорд, цветов и правда много.
Вернувшись в кемпинг, я попала опять в анекдотичную ситуацию. Борька от помывки отказался (что взять с неразумного подростка!), а мы с Володей решили все же принять душ. У нас было две монетки – 10 и 20 крон. Володя по доброте душевной предложил мне монетку в 20 крон – мол, постой под горячей водицей подольше, понежься, а мне и 6 минут на всё про всё хватит. Ну вот и сговорились. Пошли. Мальчики – направо, девочки – налево.
Я вошла в душ, попробовала, не опуская монетку, включить воду – идет холодная. Отлично! Что я буду время оплаченное тратить почем зря - буду умнее всех. Я, как водится, разделась, включила холодную воду, намочила и намылила мочалку, намылила себя и попыталась опустить монетку в специальный автоматик… Но не тут-то было. Автоматик не берет монетки другого достоинства – только по 10 крон. И тут я поняла всю безвыходность ситуации – я вся голая и в мыле, а вода просто ледяная. Короче, от дикого крика меня удерживало только то, что за дверью моей кабинки бегал маленький ребенок и я побоялась его оставить заикой. В душе (от слова душа) я веселилась над собой, но когда я вся красная (от ледяной воды кожа покраснела так, как не краснеет в бане) и дрожащая вывалилась на улицу и верный муж, дождавшись меня у входа, поздравил «с легким паром» я его чуть не прибила.

День пятый – 07.06.2006 г. Молде – Гейрагнер

Сначала мы планировали из Молде доехать до Олессуна, и только потом повернуть в сторону Гейрангера. Но, просчитав, что вряд ли управимся с таким расстоянием, плюнули на Олессун и поехали прямо в Гейрангер через Ондалснес (может быть и зря – картинки в путеводителе были красивые).
Для начала, наученные горьким опытом, проверили количество монеток в кошельке. Сочли их недостаточным и разменяли очередную купюру, купив Борьке какую-то конфетку в магазинчике при кемпинге за 4,50 крон.
Около Молде наш замечательный атлас впервые нас подвел, но не критично. Вместо переправы на пароме мы оказались в тоннеле, а сразу на выезде из тоннеля увидели совершенно роскошный мост, который просто взмывал в небо и, в перспективе, там и заканчивался. Эта картина застала нас совершенно врасплох, так, что мы даже не успели сообразить вовремя остановиться и сфотографировать эту картину. Опомнились только на том берегу – мост оказался совсем не длинным, но, действительно, достаточно высокой дугой. Справедливости ради, надо отметить, что и тоннель, и мост были бесплатными.
Спустя некоторое время нас ждало одно из главных испытаний – знаменитая ДОРОГА ТРОЛЛЕЙ (Трольстиген). Начиналось все с бурной горной речушки, вдоль которой повела нас дорога. Мы даже остановились сфотографироваться около нее. Чуть дальше – небольшая стоянка для машин, за которой уже видна сама Дорога Троллей, крутыми зигзагами уходящая вверх по довольно узкому ущелью, а справа от дороги низвергается мощный водопад, который в дальнейшем и становится той самой речкой.
Остановившись на этой стоянке дабы опять запечатлеть себя же, но уже на фоне зигзагов и дорожного знака «Осторожно, тролли», мы разговорились с англичанином. Этот британец впервые увидел российские номера на автомобиле, чему был крайне этому удивлен. Более того, по его утверждению, он с русскими вообще впервые получил возможность пообщаться. Интересно, где именно он живет в этой своей Британии, что наши соотечественники туда еще не забредали? Однако, он поинтересовался, вверх или вниз мы держим путь. Узнав, что вверх, выразил сожаление, что наверху слишком облачно, но сказал, что спускаться в облаках тяжелее, чем подниматься.
Действительно, нам видно было всего три-четыре зигзага, а на самом деле их должно быть двенадцать. То есть остальные девять терялись в облаках. Но, была - не была, а мы тронулись в путь.
К первому же зигзагу дорога стала совсем узкой, даже висел указатель, что ширина дороги 3,3 м. Если учесть, что ширина нашей машины 1,7 м, то становится понятно, что с кемпером или автобусом мы уже не разъедемся. Хорошо, что норвежцы достаточно часто делают т.н. карманы для разъезда встречных. Уклон составлял 10%, повороты серпантина все 180 о С. Чем выше мы забирались, тем хуже становилась видимость. В конце концов, мы оказались в самом настоящем «молоке», где уже ни ближний свет, ни мощные пыжовские противотуманки роли не играли. Фары встречной машины заставали нас не дальше, чем за 5-7 метров от нашего бампера, а очередной зигзаг появлялся еще более неожиданно. Счастье, что скорость на этой дороге машины держат не более 20 км/час, да и машин там не много.
Добравшись до смотровой площадки, мы радостно вздохнули, думая, что подъем уже позади. Т.к. никаких красот в таком тумане не видать, то первое, что мы увидели – это небольшой щит, весь обклеенный наклейками разных стран. Только наклеек « RUS» мы насчитали там три штуки. Прошлись по сувенирным магазинчикам, основным товаром которых являются, как можно догадаться, тролли. Вдоль дорожки, везде, куда смог залезть человек, высятся пирамидки, заботливо сложенные из камушков. Что это обозначает, не знаю, но, говорят, что в горах есть традиция оставлять такие пирамидки. В сильном тумане это выглядело мистически.
Отдохнув, сели в машину. Настроились на спуск, но не тут-то было. Дорога повела нас еще выше и опят



Фотографии

Паром

Паром

Тролль

Тролль

Дорога Троллей

Дорога Троллей

На вершине. Дорога Троллей

На вершине. Дорога Троллей

Мотель в Торфяновке

Мотель в Торфяновке

Наш паром

Наш паром


Комментарии

Пока комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к отзывам.
Если вы уже зарегистрированы - выполните вход на сайт

О САЙТЕ ОТЗЫВЫ ФОТОГАЛЕРЕЯ
© ОТДОХНУЛИ 2003-2018
Добавить отзыв    Служба поддержки